• МОСКВА. ПОКРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
    1-2 мая
    ДИВЕЕВО - МУРОМ
    7-12 мая
    ЭКСКУРСИИ ПО СМОЛЕНСКУ.
    РАЗМЕЩЕНИЕ ГОСТЕЙ ГОРОДА В ГОСТИНИЦЕ
    РУССКИЙ СЕВЕР
    КАРЕЛЬСКИЕ ДЕРЕВЯННЫЕ ХРАМЫ
    ТИХВИН- ОЛОНЕЦ- БЕЛОМОРСК- КЕМЬ - СОЛОВКИ
    29 июня - 9 июля
    *авторская поездка протоиерея Святослава
    previous arrow
    next arrow
    Slider

НИЛО-СТОЛОБЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ

Монастырь в XVI — XVII веках

Начало XVII века для обители оказалось неблагоприятным. Сперва Россию постигли неурожаи и голод, а затем наступили тяжкие времена царствования Василия Иоанновича Шуйского и междуцарствия. В 1609 — 1610 годах близлежащие к монастырю селигерские земли и сам монастырь подверглись литовскому нашествию и разорению. При кончине первого настоятеля, последовавшей 22 февраля 1614 года, Нилова пустынь от неурожаев и грабежей совершенно не имела средств к существованию. В это время в ней были одна деревянная церковь, часовня с гробницей преподобного Нила, колокольня — «столб дубовый» с пятью малыми колоколами, шесть деревянных келий и житница. Образов в иконостасах было весьма мало, и те без окладов, богослужебные книги в основном рукописные и при этом только самые необходимые, а сосуды церковные — оловянные.

Но почти с самого основания монастыря под руководством настоятеля воспитывался достойный ему преемник, которому и суждено было впоследствии привести обитель в благоустроенное состояние, обеспечив ее содержание на будущее время. Это был незабвенный для монастыря инок Нектарий (Теляшин) — сын одного богобоязненного крестьянина Патриаршей Осташковской слободы. Он родился в 1586 году и еще в детстве поступил в обитель преподобного Нила, где, после двухлетнего обучения чтению, письму, закону Божию и правилам иноческой жизни, в первых годах XVII столетия принял пострижение, а впоследствии и рукоположение в священный сан иеромонаха.

Несмотря на свои молодые годы, иеромонах Нектарий настолько созрел духовно, что по смерти своего наставника и основателя обители — преподобного Германа, мог принять на себя тяжелое бремя управления монастырем. Своими благоразумными распоряжениями, своим умом и благочестивой подвижнической жизнью он обратил на себя и на обитель внимание новгородских архипастырей, боярина князя Б.М. Лыкова, в вотчине которого находился монастырь, и некоторых других знаменитых особ духовных и светских. Среди них были митрополит Ростовский Варлаам II, преп. Дионисий, архимандрит Троице-Сергиевой Лавры, князья А.Н. Трубецкой и Д.М. Пожарский, бояре С.В. Котловский и И.Н. Романов и другие важные лица. Все они оказывали монастырю разного рода благотворения. Митрополит Новгородский Макарий в 1620 году возвел настоятеля о. Нектария в сан игумена, а обитель освободил от взноса церковной дани. Боярин Лыков даровал монастырю соседний остров Городомля и полуостров Святица (ныне Светлица), рыбную ловлю на Селигере, небольшую ругу хлебом, деньгами и церковной утварью и до конца своей жизни всячески покровительствовал монастырю.

Отец Нектарий, снискавший себе всеобщий почет и уважение, обратил на себя особое внимание и Царя Михаила Феодоровича, который благоволил ежегодно отпускать из своих царских доходов в монастырь некоторое количество хлеба, денег и съестных припасов. Эта царская руга была удержана за монастырем во все дальнейшие годы его существования. В 1636 году игумен Нектарий был посвящен в архиерейский сан и возведен на кафедру Архиепископа Сибирского и Тобольского, хотя не искал и не желал этого. Через три года, повинуясь завещанию своего духовного отца и наставника — преп. Германа, который заповедовал ему не покидать монастырь, и своему внутреннему влечению в мирную обитель, святитель Нектарий по собственному прошению был отпущен в Нилову пустынь. «Како мне забыти, — писал он по этому поводу в 1639 году к одному из сановников Царя Михаила Феодоровича, — труды и раны, и глад, и жажду, и наготу, и босоту? И до смерти мне надобно помнить: какова милость Божия надо мною грешным была в Пустыни, и что мы кушали: вместо хлеба траву папорть и кислицу, ухлевник и дягиль, и дубовые желуди, и дятлевину, и с древес сосновых кору отымали и сушили и, с рыбою смешав, вместе истолкши, а гладом не уморил нас Бог?» Возвратившись обратно, святитель Нектарий через некоторое время опять принял монастырь в свое управление. После этого внимание царственных особ, государственных сановников и разных благотворителей к Ниловой пустыни усугубилось.

При таких благоприятных условиях святитель постепенно построил новые и обновил старые здания монастыря. В 1622 году была возведена вторая деревянная пятиглавая церковь Покрова Пресвятой Богородицы. А вместо сгоревшей церкви Богоявления Господня построена около 1635 года новая, на месте часовни, что над гробницей преподобного Нила. Святитель устроил больничные и гостиные кельи, обнес монастырь оградой, а над воротами поставил новую восьмистенную колокольню, на которой были установлены часы с боем.

Им были заведены на Столобном острове два яблоневых сада в 500 деревьев и хлебопашество на ближних пустошах, а также построены две водяные мукомольные мельницы на речках Сороге и Сиговке. В правление святителя Нектария значительно пополнилась ризница обители. В Осташкове, а позднее в Новгороде и Москве открылись монастырские подворья.

Но особенно настоятель заботился о духовном росте братии монастыря. Для этого он собрал немалую по тем временам библиотеку, состоящую из книг преимущественно душеполезного содержания. Не упускал он удобного случая назидать братию как словом, так и примером своей строгой подвижнической жизни. Управляя Тобольской епархией, Архиепископ Нектарий прислал в монастырь вместе с книгой «Синодик» увещание братии проводить жизнь в трудах, посте, целомудрии и сокрушенных молитвах. Это увещание и по смерти его служило инокам и послушникам хорошим напоминанием о христианских и монашеских обязанностях. Святитель строго заповедовал неуклонно соблюдать общежительный устав, который составляет главную основу для всех добрых порядков монастыря, а также всячески воздерживаться от употребления вина, повелев при этом изгонять из обители нарушающих это строгое предписание.

Труды Владыки Нектария по созиданию монастырской жизни оказались весьма благотворны как для самой обители, так и для всей Русской Церкви. Нилова пустынь, помимо зданий и храмов, со временем украсилась еще и иноками подвижнической, добродетельной жизни, которые впоследствии возводились на должности настоятелей монастырей в разных городах России, а некоторые из них удостоились получения высшей почести — архиерейского сана.

Монастырь в XVIII столетии

После обретения святых мощей преподобного Нила благоволение к монастырю царственных особ и государственных сановников вплоть до начала следующего столетия по-прежнему не уменьшалось. Благодаря богатым вкладам в казну монастыря и всевозможным пожертвованиям, задуманное святителем Нектарием возведение каменных зданий продолжалось его преемниками успешно. Но в начале XVIII века, в связи с новой государственной политикой по отношению к Церкви, монастыри попали в стесненные условия и не могли свободно развиваться. Строительство в Ниловой пустыни замедлилось, а число насельников сократилось.

 

Тяжелые испытания для Нило-Столобенской пустыни, как и всем монастырям России, принес XVIII век, начинавшийся преобразованиями Петра I. В Новое время появились новые идеи, сложилась система абсолютного государственного верховенства над Церковью. Особенно резкие меры принимались против монастырей. Петр I называл их «гангреной государства», а монахов считал тунеядцами и плутами.

Петр, реорганизовавший управление Церковью, ликвидировал патриаршество, заменил его бюрократически-чиновничьим Синодом.

Новшества петровского времени в Ниловой пустыни проявились, вероятно, особенно болезненно: в монастыре на острове Столобное был введен полицейский надзор, который осуществлял Пахомий Никитин, монах-инквизитор, как его называли. А. В. Рачинский отмечал, что Пахомий вмешивался во все дела обители, ввел развращающую монастырскую общину систему доносов. Пахомий пользовался большими льготами в монастыре, но в конце концов за свое аморальное поведение был отозван в Санкт-Петербург.

 

В XVIII столетии на остров Столобное, отдаленный от столиц и крупных городов, власть ссылала под надзор неугодных ей политических и церковных деятелей. Среди них оказался митрополит Крутицкий Игнатий, в 1712—1719 годах являвшийся епископом Суздальским и Владимирским. Он поддерживал первую жену Петра I царицу Евдокию Федоровну

Лопухину, насильно постриженную в Покровский монастырь в Суздале. Владыка Игнатий был наказан за то, что отдавал ей почести как царице. Он неодобрительно отзывался об устраиваемых царем «всешутейших» и «всепьянейших» соборах, когда высмеивалось священное имя патриарха, когда все канонические слова и обрядовое церковное действо во имя Духа Святого совершалось и произносилось во имя бога вина Бахуса. Митрополит Крутицкий Игнатий находился под надзором в Ниловой пустыни с 1721 по 1727 год.

 

На остров Столобное был сослан бывший епископ Карельский Аарон, он находился здесь с 1723 по 1727 и с 1730 по 1740 год. Но даже в ссылке оставили по себе эти люди добрую память. Митрополит Крутицкий Игнатий укрепил берег острова дубовыми сваями, которые сохранились до сего времени. Владыка привел в порядок рощу на острове; работал сам, а также на собственные деньги нанимал работников. После окончания ссылки он присылал в Нилову пустынь деньги на строительство храмов и для приема богомольцев. Епископ Карельский Аарон помог Ниловой пустыни получить от императрицы Анны Иоанновны значительные пожертвования.

 

В 1736 году игумен Ниловой пустыни Иларион, иеромонах Гурий, иеродиаконы Ипполит, Феодосий, Макарий, монах Анисим были сосланы в Сибирь, где находились до 1744 года. Их наказали за то, что в пустынь постригали молодых послушников, а не инвалидов и отставных солдат, как этого требовал указ Петра I.

 

Первый российский император боролся с монастырями не только политическими и административными мерами, но и экономическими. Обители не получали казенного содержания, которое им полагалось. Вместо этого в 1720 году был принят указ Сената о передаче в пользование Ниловой пустыни всего озера Селигер. Полученный доход Нилова пустынь должна была направлять в Ржевскую воеводскую канцелярию, а также на содержание Знаменского женского монастыря в Осташкове. Для обители, имевшей немного работников и трудников, было сложно организовывать лов рыбы на всем Селигере и сдавать в оброчное пользование озеро, поэтому в 1734 году пустынь отказалась от Селигера, стала получать вновь денежное содержание от казны.

 

Монастырь очень гибко организовывал свое хозяйство. В 1728 году он продал принадлежавшие ему в Новгороде подворье с землей, огородом и садом. Это объяснялось тем, что изменились деловые связи обители, они все более ориентировались на новую северную столицу.

 

Самые большие доходы Нилова пустынь имела от сдачи озера Селигер в аренду рыбакам. На втором месте были пожертвования богомольцев в кружку у святых мощей преподобного Нила Столобенского Чудотворца; на третьем — доходы от продажи рыбы; все остальные статьи дохода были незначительными.

 

Именно это определяло специфику хозяйственно-экономических условий Ниловой пустыни. Самые крупные расходы были связаны с приобретением хлеба и столовых припасов, так как монастырь содержал трудников, работников и их семьи, а также бесплатно принимал паломников и богомольцев.

 

Даже в один из самых сложных периодов XVIII столетия, когда начинались монастырские реформы, имевшие неблагоприятные последствия, монастырское хозяйство было рентабельным.

 

Естественно, что строительство на острове Столобное в петровское время и в середине XVIII столетия почти прекратилось. Но зато вторая половина века стала временем расцвета Ниловой пустыни. На острове Столобное велось большое каменное строительство. К 1790 году пустынь имела 4769 десятин земли, что составляло почти 5300 гектаров, а также продолжала владеть правом рыбной ловли на озерах Селигер, Ильмень, на реках Черемухе, Тихминке, Каменке, двумя мукомольными водяными мельницами на реке Сороге, на пустоши Кокоткино, в 10 км от монастыря, и на реке Сиговке, на пустоши Зимницы, в 20 км от него. С 1702 по 1768 год, кроме этого, Нилова пустынь владела мельницей на реке Емше, неподалеку от города Осташкова; в 1713—1730 годы упоминалась также еще одна мельница в поселье Раменье.

 

В XVIII столетии монастырь значительно расширил свои землевладения: у него появились остров Жеравка, пустошь Засеремье, Прудцы, Васьково, пустошь при деревне Гришкино.

 

1756 год ознаменовался радостным для монастыря событием. По благословению Св. Синода совершилось общецерковное прославление преподобного Нила Столобенского. Его имя поместили в святцах наравне с прочими святыми. Службу преподобному Нилу с этого времени стали печатать в богослужебных книгах. А житие, сокращенно изложенное в Прологе, внесли в том же виде в Четьи-Минеи. В том же году грамотой епархиального архиерея было разрешено ежегодно в праздник обретения святых мощей преподобного Нила крестным ходом обносить их вокруг монастыря, к чему впоследствии присоединился и крестный ход из Осташкова. Довершил прославление святого осташковский протоиерей Андрей Колоколов, написавший ему акафист.

 

Какие бы испытания в XVIII столетии ни претерпела Нилова пустынь, в ней постоянным и неизменным оставались Святыни: мощи преподобного Нила Столобенского Чудотворца, у которых свершались чудеса исцеления; чудотворная келейная икона Святого — Владимирский-Селигерский образ Богоматери, а также чудотворный надгробный образ Преподобного. Во время свирепствовавшей в Осташкове и уезде холеры икону Нила Столобенского обносили вокруг острова Столобное, брали для службы в город. И тут ощущалось благодатное предстательство преподобного Нила Столобенского: обитель всегда была открыта для паломников, но в монастыре не умер ни один из иноков, хотя в округе хоронили многих. В самом Осташкове после принесения иконы и молебна Преподобному болезнь ослабла. В конце XVIII века в Ниловой пустыни был изготовлен первый скульптурный образ Святого, который также почитался как чудотворный, многим приносил исцеление. Святейший Синод Русской Православной Церкви, Тверской епископ постоянно проверяли внутреннее устройство пустыни, которое, в первую очередь, связывалось с соблюдением общежительного устава. По поручению Синода Тверской епископ Тихон, проверявший обитель, в конце XVIII века сделал следующее донесение: -Поведение обитающих в Ниловой пустыни под присмотром настоятеля вполне соответствует монашескому житию общежительному-.

 

В монастыре постоянно «подтверждалось» соблюдение древнего устава Богослужения, исполнение заповеди игумена Нектария о неупотреблении вина и сохранении издавна введенного порядка бесплатного приема богомольцев и паломников. Расписание часов Богослужения из древнего устава, заповедь Нектария о неупотреблении вина были отдельно написаны полууставом и помещены в трапезной, где каждую неделю читались братии во время обеда «для славы Божией и Святого Угодника, для чести Святой обители и для спасения души».

Монастырь в XIX столетии

  XIX век стал временем бурного развития монастыря. Несмотря на трудности, связанные с проведением церковно-государственных реформ, монастырь активно возрастал и был настоящим духовным центром.Внутреннее устройство Ниловой пустыни оставалось тем же, что и в древности. Подвиг схимников, старцев, благолепное Богослужение, свершаемое братией благоговейно и чинно, трудолюбие иноков, как и прежде, украшали монастырь на Столобном острове. Прекрасный обычай безвозмездного приема богомольцев исполнялся строго.

Слава Ниловой пустыни как монастыря внутренне устроенного сохранялась, что привлекало в обитель многих паломников. Пустынь имела многочисленных благотворителей; среди них — бояре Петр Иванович Челищев, Мария Ивановна Рукина, Евгений Петрович Беклемишев, графиня Анна Алексеевна Орлова, Дмитрий Нилович Казин, Анна Герасимовна Серебрякова, Варвара Павловна Муромцева, Стефан Дмитриевич Воронин, купец Андрей Тимофеевич Жданов, постриженник Ниловой пустыни; архимандрит московского Донского монастыря Иоанн Терликов.

Важным событием в истории монастыря в XIX веке явилось посещение обители 12 июля 1820 года императором Александром I, который заехал сюда во время своего путешествия по Северу России. Это событие было описано протоиереем Феодором Прусавецким, благочинным Троицкого собора города Осташкова. Государя встречал архимандрит пустыни Павел с братией.

Александр I посетил собор, поклонился святым мощам преподобного Нила Столобенского Чудотворца, а после литургии побывал во всех храмах Ниловой пустыни и был принят настоятелем в своих покоях. За соблюдение высоких духовных традиций, за благоустройство пустыни государь пожаловал в ризницу золотую панагию (небольшую нагрудную иконку) на золотой цепочке, украшенную бриллиантами. Архимандриту Павлу Александр I подарил наперсный (нагрудный) золотой крест с драгоценными камнями.

 

Девятнадцатый век многое изменил в Ниловой пустыни: монастырь превратился в большой архитектурный комплекс, облик которого определяли грандиозный Богоявленский собор, архиерейские покои, двухэтажные здания гостиницы и странноприимного дома. Высокая гранитная набережная, укреплявшая остров, сделала Нилову пустынь похожей на городскую столичную площадь.

 

Но как и раньше, в XVIII веке, по указу Святейшего Синода в пустыни содержалось 30 иноков и 30 послушников.

 

Несмотря на то, что у Ниловой пустыни в результате монастырских реформ земли не изымались, их количество по отношению к концу XVIII века уменьшилось с 4700 до 2700 гектаров — почти в два раза.

Сокращение землевладений Ниловой пустыни было связано с изменением хозяйственно-экономической деятельности обители в новых условиях. Как и в прежние времена, монастырь продолжал в XIX веке владеть только пустошами или полупустошами. Но в некоторых из них были построены храмы, часовни, жилые (для трудников и наемных работников) каменные дома, добротные каменные строения. Подобные места стали называться посельями. Так, в 1826—1828 годах на средства вышневолоцкой помещицы Марии Ивановны Рукиной на Светлице возвели каменную церковь во имя Архангела Михаила с приделами Святой равноапостольной Марии Магдалины и Святых Жен Мироносиц. Близ храма построили деревянный дом, где находилась монастырская больница. К северу от больницы находились яблоневый сад и овощной огород, обнесенные деревянным на каменных столбах забором, а также каменная сторожка и навес для дров. Близ сада в 1904—1906 годах монастырь построил двухэтажное каменное здание школы для крестьянских детей окрестных селений. На Светлице был скотный двор с двумя сараями, каменное здание прачечной.

 

Большое значение в хозяйстве Ниловой пустыни уделяли транспорту, дорогам, мостам. Появившийся в Верхневолжье в 1859 году первый пароход принадлежал монастырю, а выделил средства на его приобретение выходец из Осташкова, коллежский советник Стефан Дмитриевич Воронин. Владела пустынь лодками; на острове Столобное, на берегу залива, имелась специальная ремонтная мастерская. Конные повозки размещались на конном дворе монастыря, в северо-западной части острова. В 1905 году построили деревянный мост, соединивший Нилову пустынь с полуостровом и монастырским посельем Светлицей.

 

В XIX веке улучшается материальное положение Ниловой пустыни. В сохранившихся источниках описывается хозяйственная деятельность монастыря: «в царствование Благочестивейшего Государя Императора Александра Первого, старанием Настоятеля Архимандрита Павла, по здешней обители сделано и построено (в 1803 году) следующее: в здешнего озера Селигера, называемом Лукою, сделана плотина для садка в оную различной рыбы. В 1804 года внутри монастыря, под кухнею, хлебнею и квасоварнею, надстроен верхний каменный этаж. В 1809 году, вне монастыря в гостином дворе, двухэтажные старые кельи разобраны и построен новый трехэтажный корпус».

 

Можно сказать, что хозяйственно-экономические отношения Нило-Столобенской пустыни в XIX — начале XX века имели свои особенности. Хозяйство монастыря по структуре было многоплановым: оно включало промыслы, сельское производство, строительное дело, садоводство и огородничество, торговлю, банковый капитал, широко использовалась сдача в аренду недвижимости. Хозяйство эффективное, рентабельное, включало современную технику и технологию, а также являлось экологически чистым, поэтому оно служило для многих других владельцев достойным образцом.

Монастырь в XX веке

Разрушительную революцию принес России ХХ век. Новой власти оказалось ненужным богатейшее духовное наследие прошлого, собранное многими поколениями. Для Русской Православной Церкви наступило время тяжелого крестоношения, когда миру были явлены сонмы новомучеников и исповедников Христовых.

Сразу после октябрьского переворота по России прокатилась волна вскрытий мощей святых угодников Божьих. 25 февраля 1919 года были кощунственно вскрыты и мощи преподобного Нила. А позднее их вывезли из обители и поместили в Вознесенском храме уже закрытого Знаменского монастыря города Осташкова, в котором разместилась экспозиция местного краеведческого музея. Все драгоценности Ниловой пустыни новые властители изъяли, обитель была разграблена. Все же Нилова пустынь продолжала существовать еще несколько лет. В 20-е годы, с целью закрыть монастырь, властями был устроен судебный процесс над братией монастыря во главе с архимандритом Иоанникием (Поповым) и осташковским викарным епископом Гавриилом (Аболымовым). Вскоре в обители не осталось ни одного монаха, лишь архивы НКВД могут поведать о дальнейших их судьбах. Последняя Литургия была отслужена в монастыре в 1928 году.

Среди исповедников православной веры был и постриженик Ниловой пустыни схиигумен Михаил. Он принял постриг и подвизался в обители по благословению св. прав. отца Иоанна Кронштадтского. В 1927 году, когда начались гонения и притеснения монахов, отец Михаил перешел в более отдаленную обитель — Новосоловецкую пустынь. Там он пробыл до начала 30-х годов, а потом вынужден был скитаться по деревням и жить у своих духовных чад. Отец Михаил имел дар прозорливости и исцеления болезней. Его почитали в народе как опытного духовника и старца.

В середине 30-х годов отец Михаил поселился у реки Серемхи, на месте первых пустынных подвигов преподобного Нила. Служил здесь сначала в храме, а когда тот закрыли — тайно, у себя в келье. Келейница отца Михаила однажды видела его во время молитвы стоящим на воздухе, о чем он при своей жизни запретил рассказывать. Смерть свою старец предвидел и готовился к ней. Умер батюшка 13 (26) мая 1941 года в понедельник, когда отмечается память всех Небесных Сил Бесплотных.

За время советской власти на территории монастыря размещалась и трудовая коммуна, и колония малолетних преступников. С сентября 1939 по май 1940 года здесь содержались в заключении польские военнопленные. Во время Великой Отечественной войны на острове размещался госпиталь, потом, до начала 60-х годов, — колония для несовершеннолетних преступников, позднее, — дом престарелых. В 60-е годы государство взяло комплекс монастыря под охрану как памятник архитектуры. С 1971 года обитель перешла в ведение Центрального совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС, и здесь открылась турбаза «Рассвет».
К концу 80-х годов монастырь стоял уже брошенный, так как без восстановительных работ, требующих вложения больших средств, здания монастыря использовать было уже невозможно.

 

Летопись обители

§  1528 год – Приход Преподобного Нила Столобенского на остров Столобный§  1555 год – Преставление Преподобного Нила

§  1560 год – Возведение первой часовни на месте подвигов Преподобного

§  1594 год – Возведение первого деревянного храма Богоявления Господня на острове Столобный

§  1594 год – Благословение святителя Иова на основание монастыря Нилова пустынь

§  1595 год – Написание первого иконописного образа Преподобного Нила Столобенского

§  1598 год – Составление жития Преподобного Нила

§  1610 год – Разорение обители при литовском нашествии

§  1620 год – Возведение в сан игумена настоятеля обители монаха Нектария

§  1622 год – Начало строительства храма Покрова Пресвятой Богородицы

§  1635 год – Возведение нового деревянного храма Богоявления на месте сгоревшего первого

§  1636 год – Возведение игумена Нектария в сан архиепископа Сибирского и Тобольского 

§  1665 год – Пожар в монастыре уничтожает все строения обители

§  1667 год – Преставление игумена обители свт. Нектария

§  1667 год – Обретение святых мощей Преподобного Нила Столобенского

§  1669 год – Возведение первых каменных строений на острове

§  1671 год – Начало строительства первого каменного Богоявленского собора

§  1671 год – Перенесение св. мощей Преподобного в Богоявленский собор

§  1700 год – Возведение храма Преподобного Нила (позднее храм Всех Святых)

§  1755 год – Возведение надвратного храма Преподобного Нила Столобенского

§  1756 год – Общецерковное прославление Преподобного Нила Столобенского

§  1764 год — Возведение надвратного храма св. апп. Петра и Павла

§  1781 год – Возведение храма св. Иоанна Предтечи

§  1788 год – Возведение Крестовоздвиженского храма

§  1820 год – Посещение обители Императором Александром I

§  1833 год – Возведение нового каменного Богоявленского собора

§  1838 год – Реконструкция строений соборного двора

§  1851 год – Сооружение гранитной набережной вокруг острова Столобный

§  1919 год – Кощунственное вскрытие святых мощей Преподобного Нила

§  1928 год – Последнее богослужение. Закрытие монастыря 

§  1928 год – В монастыре организована колония для несовершеннолетних

§  1939 год – В монастыре организован лагерь для польских военнопленных

§  1941 год – В монастыре организован военный госпиталь 3-ей ударной армии

§  1945 год – В монастыре организована колония для несовершеннолетних

§  1960 год — В монастыре организован дом престарелых

§  1971 год – В уцелевших монастырских зданиях открыта турбаза «Рассвет»

§  1990 год – Решением Совета министров РСФСР комплекс Нило-Столобенской пустыни передан в пользование  Русской Православной Церкви

§  1991 год – Архиепископ Тверской и Кашинский Виктор совершает первую Литургию в Благовещенском приделе Богоявленского собора обители

§  1994 год – Торжественно отмечается дата 400-летия со дня основания обители

§  1995 год – Торжественное перенесение Патриархом Алексием II святых мощей Преподобного Нила Столобенского из Осташкова в Нило-Столобенскую пустынь

§  2000 год – Прославление в числе новомучеников Российских пострижеников Ниловой пустыни: преподобномучеников Виталия, Дионисия и Павла.

§  2003 год – Обретение мощей святителя Нектария, игумена Столобенского

§  2005 год – Празднование 450-летия преставления Преподобного Нила Столобенского

§  2010 год – Преставление первого наместника возрожденной обители архимандрита Вассиана (Шуста), назначение наместником монастыря архимандрита Аркадия (Губанова)

§  2017 год — Празднование 350-летия обретения мощей преподобного Нила и 25-летие возрождения монастыря 

Житие преподобного Нила

Преподобный Нил Столобенский родился во второй половине XV века в одном из селений Деревской Пятины Жабенского погоста в Новгородской земле (в некоторых текстах Жития преподобного его родиной называется самое селение Жабна — центр погоста или волости). Благочестивые родители воспитали его в страхе Божием, в любви к молитве и чтению душеполезных книг. После их кончины около 1505 года преподобный принял монашеский постриг с именем в честь преподобного Нила Синайского (V; память 12 ноября) в обители преподобного Саввы Крыпецкого (+ 1495; память 28 августа). После принятия иночества святой Нил мужественно вооружился против внутренних страстей диавола. С усердием исполняя все возложенные на него послушания, он беспрекословно повиновался игумену. Во всех поступках преподобный Нил проявлял смирение, кротость и незлобие. Укротив страсти, смирив плоть постом и бдением и омыв душу слезами, он сделался избранным сосудом Святого Духа.

Чтобы избежать мирской славы, преподобный Нил в 1515 году испросил благословение настоятеля и покинул Крыпецкий монастырь для пустынножительства. Полагаясь на указание Божие, преподобный прошел много необитаемых мест и наконец, придя в Ржевскую землю, избрал пустынное лесистое место близ реки Серемхи (или Черемхи). Поставив небольшую келью, святой предался подвигам непрестанной молитвы и воздержания. Пищей служили желуди и другие плоды леса. Бесы, чтобы устрашить святого и прогнать его из пустыни, являлись ему в виде свирепых зверей и гадов. Они с пронзительным свистом и шипением устремлялись на него, но святой подвижник отгонял их молитвой и крестным знамением. Не имея возможности изгнать преподобного из пустыни, бесы научали злых людей причинять ему вред. Однажды к святому отшельнику пришли разбойники, думая найти у него какие-либо сокровища. Узнав об их приходе, преподобный Нил сотворил молитву и вышел им навстречу с иконой Божией Матери в руках. Разбойникам показалось, что с преподобным идет множество вооруженных людей. Они испугались и стали просить у святого прощения. Святой Нил с любовью принял их покаяние и отпустил с миром.

Через 13 лет, по устроению Промысла Божия, имя преподобного Нила стало известно во многих окрестных селениях. Многие стали приходить к нему за благословением, наставлениями и советами. Подвижническая жизнь святого отшельника вызвала мирскую хвалу, и это крайне огорчало смиренного инока. В ночных молитвах он со слезами просил Пресвятую Богородицу наставить его на путь уединенных подвигов.

Однажды в тонком сне преподобный услышал повеление идти на остров Столобный, расположенный на озере Селигер. Переселение преподобного Нила на этот пустынный остров произошло в 1528 году. Первую зиму святой прожил в выкопанной им в горе пещере, а затем построил небольшую деревянную келью и часовню. Враг рода человеческого попытался изгнать святого и из этого места, являясь ему и угрожая бедами. Он научил и окрестных поселян вредить подвижнику. Никому ранее не нужный остров вдруг стал необходим жителям соседних с ним селений, и они решили вырубить на нем лес и распахать пашню. Срубленный же лес подожгли, надеясь, что вместе с ним сгорит и келья святого. Но когда огонь бушевал по острову и приблизился к жилищу преподобного Нила, по молитве святого пламя погасло. Как и в Серемской пустыни, на преподобного Нила напали разбойники, требуя сокровищ. Святой сказал им, что его сокровище находится в углу кельи — там стояла икона Божией Матери. Бросившись туда, разбойники ослепли. Раскаявшись в злых замыслах, они по молитве святого прозрели.

После продолжительной и усиленной борьбы со страстями и диаволом преподобный Нил удостоился от Господа дара духовного прозрения и рассуждения. Благодаря наставлениям преподобного многие люди исправляли свою жизнь, по его молитвам они получали помощь от Бога и утешение. По молитвам святого укрощались волны на Селигере и застигнутые бурей рыбаки спасались от смерти. 27 лет прожил преподобный Нил на Столобном, с великим терпением перенося всякие напасти, скорби и лишения. Особым подвигом святого Нила было то, что он не ложился для сна, но спал сидя, оперевшись на два больших деревянных крюка, вбитых в стену кельи. За несколько лет до кончины преподобный Нил выкопал в часовне могилу и поставил в ней гроб, к которому приходил каждый день и оплакивал свои грехи.

Преподобному Нилу было открыто время его кончины —7 декабря 1554 года. Незадолго пред тем святого посетил его духовник — игумен Раковского Николаевского монастыря Сергий и причастил преподоб-ного Нила Святых Христовых Тайн. Преподобный предсказал возникновение иноческой обители на месте своих подвигов. Перед блаженной кончиной он окадил келью, а затем мирно почил сидя, оперевшись на деревянные крюки. Когда пришли братия Рожковской обители, то в келье святого почувствовали благоухание, а лик почившего сиял необыкновенным светом. Его погребли в приготовленном им гробе.

После кончины преподобного Нила на остров Столобный приходили иноки из разных монастырей, странствовавшие по святым местам, и жили в его келье некоторое время. Игуменом Антонием и иноком Германом над могилой преподобного была устроена гробница, у которой еще до основания обители совершались исцеления болящих. Около 1590 года инок Герман поселился на острове, где в то время жил странник Борис Холмогорец. По благословению митрополита Новгородского Александра (1576-1591) они построили деревянный храм в честь Богоявления с приделом во имя блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (+ 1557; память 2 августа).

Вскоре возникла обитель с общежительным уставом, получившая название Ниловой пустыни. Первым настоятелем ее был иеромонах Герман.

В 1595 году монахи-иконописцы Тверского Оршина Вознесенского монастыря Иов и Нифонт написали образ преподобного Нила, который был возложен на гробницу преподобного. В 1598—1600 годах Филофей Пирогов, инок Гефсиманского скита Троице-Сергиевого монастыря, составил стихиры и канон святому и написал его житие.

В 1665 году в монастыре произошел пожар, сгорели все деревянные строения, в том числе и храм. Для совершения богослужений была построена временная деревянная церковь, а 27 мая 1667 года над гробницей преподобного Нила был заложен новый каменный храм. Во время копания рвов для храма земля осыпалась, обнажив гроб; таким образом были обретены нетленные и благоуханные мощи преподобного Нила. По благословению митрополита Новгородского Питирима (на Новгородской кафедре с 1664 по 1672, затем — Патриарх Всероссийский; ( 1673) в этот день было установлено ежегодное празднование обретения святых мощей преподобного Нила. Чудотворные мощи его были переложены в новую гробницу и поставлены в деревянном Покровском храме. 30 октября 1669 года в новом каменном храме были освящены приделы во имя святого апостола Иоанна Богослова и блаженного Василия, Христа ради юродивого. Святые мощи преподобного Нила поставили в первом приделе, а 9 апреля 1671 года перенесли их в главный Богоявленский храм (после его освящения). С 17 мая 1756 года ежегодно стало совершаться торжественное обнесение святых мощей вокруг монастыря, позднее — крестный ход из города Осташкова. Сохранилось описание многочисленных исцелений, совершившихся у гробницы преподобного Нила по его святым молитвам. Ныне святые мощи преподобного Нила почивают в Богоявленском соборе монастыря.

Преподобный Нил Столобенский родился в семье крестьянина в небольшом селении Новгородской епархии. В 1505 году он приняв постриг в обители преподобного Саввы Крыпецкого близ Пскова. После 10 лет подвижнической жизни в киновии удалился на реку Серемлю, в сторону города Осташкова, где 13 лет вел строгую аскетическую жизнь в непрерывной брани с кознями диавола которые выражались в явлениях призраков — гадов и диких зверей. Многие жители из окрестных мест стали приходить к преподобному за наставлениями, но он стал этим тяготиться и молить Бога указать ему место для подвига безмолвия. Однажды после долгой молитвы он услышал голос: «Нил! Иди на озеро Селигер Там на острове Столобенском ты можешь спастись!» От приходивших к нему людей преподобный Нил узнал, где находится озеро и, придя туда, был поражен его красотой.

В середине озера — покрытый густым лесом остров; на нем преподобный нашел небольшую гору и выкопал пещеру, а спустя некоторое время построил хижину, в которой и прожил 26 лет. Подвиги строгого постничества и безмолвия сопровождал еще и другим, особенным подвигом — никогда не ложился спать, а позволял себе лишь легкую дремоту, опираясь на крюки, вделанные в стену келлии.

Богоугодная жизнь преподобного много раз возбуждала зависть врага, которая проявлялась через злобу местных жителей. Однажды кто-то поджег лес на острове, где стояла хижина преподобного, но пламя, дойдя до горы, чудесным образом угасло. В другой раз в хижину ворвались грабители. Преподобный сказал им: «Все мое сокровище в углу кельи». Там стояла икона Богоматери. Разбойники стали искать деньги и ослепли. Тогда в слезах раскаяния стали они молить святого о прощении.

Известны и многие другие чудеса, совершенные преподобным. Он безмолвно отказывался от приношений, если совесть у приходивших к нему была нечиста или они находились в нечистоте телесной.

В предчувствии кончины преподобный Нил приготовил себе гроб. А к самому времени преставления прибыл на остров игумен одного из близлежавших монастырей и приобщил его Святых Тайн. По уходе игумена преподобный Нил в последний раз совершил молитву, окадил святые иконы и келлию и предал Господу бессмертную свою душу 7 декабря 1554 года. Прославление его святых мощей (ныне почивающих в Богоявленском соборе монастыря) совершилось в 1667 году с установлением празднования 27 мая и в день преставления.

Преподобный Нил Столобенский преставился 7 декабря 1554 года.

Много лет спустя на остров озера Селигер, где подвизался святой подвижник, пришел иеромонах Герман и вслед за ним холмогорец, странник Борис. Вместе они поселились на острове и построили храм в честь Богоявления с приделом во имя святого блаженного Василия, Московского чудотворца. Со временем на месте подвигов преподобного Нила возникла обитель, названная его именем. Иноками Оршина монастыря была написана икона преподобного Нила, на месте погребения святого стали совершаться чудесные исцеления больных. Впоследствии живший в обители святитель Нектарий, архиепископ Сибирский и Тобольский, решил построить каменный храм вместо прежнего, деревянного. Во время закладки фундамента земля осыпалась и открылись нетленные мощи преподобного Нила. Обретение мощей произошло 27 мая 1667 года, одновременно было установлено празднование преподобному в честь этого события.

 

Источник: http://nilostolobenskaja-pustyn.ru

 
 
 
 

Обсуждение закрыто.